Меню

Регулировка тока покоя лампы

Ламповые усилители, это неплохо. Добавим здравого смысла, часть13

Аватар пользователя Evgenij Bortnik

Продолжение статьи по материалам электронной сети Интернет с размышлениями из «Записной книжки» Юрия Игнатенко и моими комментариями

После завершения монтажа проводим измерения и замеченные недостатки исправляем. Сначала включаем усилитель без ламп и почти сразу выключаем. Проверяем напряжения наконденсаторах фильтра БП и если оно нормальное и не падает, то проверяем на утечку межкаскадный конденсатор. Включаем усилитель. Измеряем напряжение относительно шасси на управляющей сетке выходной лампы. Должно быть 0 вольт. Если есть хоть малое положительное напряжение — это утечка межкаскадного конденсатора. С анода драйвера питающее напряжение приходит на управляющую сетку выходной лампы. Смещение уменьшается, ток покоя лампы растёт и становится неуправляемым — лампа может выйти из строя. Поэтому, в случае обнаружения малейшей утечки, конденсатор подлежит замене. Затем вставляем лампы и подключаем колонки (ООС отключена), после прогрева накалов, измеряем напряжения в катодах. Ориентировочно в однотакте в катоде должно быть не больше напряжение чем величина сопротивления делённая на 20. Например 130ом значит 6,5вольт. А в двухтакте, когда две лампы и соединены катоды, то сопротивление на 10 делим. Например при 100 Омах получают не более 10вольт. При 150ом не более 15вольт (это если ток катода ламп 50мА) А можно использовать закон Ома — напряжение делят на сопротивление и получают ток. Пример 6,5в /130ом =0,050А = 50мА.

Затем, если ток катода нормален, для данной лампы, следует измерить напряжения на анодах (относительно катода) — они не должны превышать предельно допустимые для ламп. Если и здесь всё нормально то подаём сигнал (заиграла музыка) и подключаем ООС, громкость должна немного упасть. Если увеличивается или появились искажения — значит получилась положительная ОС. Поменять местами выводы вторичной обмотки ТВЗ. Если и после этого всё нормально (музыка играет, дыма нет и ничего не взорвалось), то усилитель нужно погонять пару дней, изредка проверяя параметры. Если прогон прошел успешно, то можно приступить к настройке УМЗЧ комплексом Шмелёва и по Спектролабу.

Вопрос. За счет чего на управляющей сетке минус?

Ответ. Потому, что на первой сетке в лампе смещение измеряют относительно катода, а не шасси. Все напряжения на лампе рассматриваются относительно катода. Например 6П3С анодное напряжение относительно шасси 320 вольт, на катодном резисторе 25 вольт. Значит на лампе не 320 анодного а 295 вольт. Бывают лампы у которых на катодном резисторе садится 45 вольт. При приложенном к аноду напряжении 330 вольт, на лампе окажется всего 285 вольт и смещение -45вольт.

Примечение: В любительской лаборатории нужно непременно иметь лабораторный автотрансформатор (ЛАТР). Его применение способно предотвратить большое количество аварийных ситуаций, взрывов и поражения электрическим током. Такое оборудование позволяет чувствовать себя в настройке комфортнее и безопаснее. Регулируемый источник нужен для плавного разгона ламп, а также позволяет получать некоторое безопасное превышение над номинальным режимом питания. Желательно иметь источники питания постоянного тока с фиксированным или регулируемым напряжением. Очень бывает нужна лампа местного освещения на гибкой ноге, с предпочтительным креплением к потолку. Большую часть измерительного оборудования желательно разметить выше уровня стола, а стол при этом оставить свободным. При минимальном бюджете телезрителя можно порекомендовать купить хотя бы недорогой китайский цифровой тестер и желательно иметь столь же дешёвенький стрелочный тестер. Измеритель емкости это уже роскошь при дефицитном бюджете. А совдеп-осциллограф это предел роскоши. Бесспорным фактом останется необходимость своевременного приобретения и освоения железа и софта в минимальной конфигурации комплекса Шмелёва. Ноутбук здесь конечно непременное средство отображения информации. Но не следует думать, что комплекс Шмелева может заметить все приборы. Старенькая магнитоэлектрическая головка — миллиамперметр на 200 мА будет крайне полезной, например для измерения токов катода. Как справедливо отметил Юрий Васильевич, большинству телезрителей, любителей лампового звука, следует понемногу учиться измерять. Полагаю, что вначале пути достаточно применения старинных совдеп-средств. Кроме того, есть ощущение, что по-прочтению этой статьи у некоторых может появиться интерес и к современным средствам измерения. Аппетит приходит во время еды. Если хотя бы пара человек об этом задумается, то уже хорошо, и проделанная авторами работа будет уже не напрасной. Евгений Бортник

Евгений Бортник, август 2015, Россия, Красноярск

Источник

Регулировка тока покоя лампы

Здравствуйте всем ! Кто может рассказать как самому выставить ток покоя в усиле ламповом , как правильно , сколько mA или mV ? Пробовал сам, не получается !

Все зависит от того, как организовано смещение выходного каскада (в котором эти лампы задействованы) усилителя.
При автосмещении ток покоя выставляется изменением номинала резистора, включенного между катодом лампы и землей, т.н. резистором автосмещения.
В случае фиксированного смещения ток покоя выставляют с помощью изменения напряжения смещения, которое подается на сетку лампы, а измеряют ток покоя косвенно, по падению напряжения на контрольном резисторе в цепи катода..
Величина оптимального тока покоя будет зависить от параметров выходного трансформатора, напряжения питания выходного каскада и схемы включения ламы (триодной, ультралинейной, пентодной). Пентодное включение в хай-фай усилителях применяется редко, его используют только в гитарных усилителях, потому в Вашем случае это будет либо триодное либо ультралинейное.

Если предположить, что производитель Вашего усилителя придержался рекомендаций производителей лампы по питанию и параметрам выходного трансформатора, то оптимальный ток покоя, соответствующий триодному включению EL34, работающей в классе А, будет 70мА, что соответствует смещению -16. -17В.

Еще раз хочу Вас предостеречь: не выставляйте сами ток покоя, если вы не имеете четкого представления о том, что именно Вы делаете. Все-таки, напряжение в усилителе жизненно опасное, да и сжечь усилитель и колонки — раз плюнуть.

Игорь, лампа EL34 несколько мощнее, чем 6L6, и, как следствие, более ресурсоемкая.
Перед установкой нужно убедиться минимум в трех вещах:
1. Силовой трансформатор сможет обеспечить ток 1,6А при напряжении не менее 5,9В для накала каждой лампы (для сравнения у 6L6 0,9А, т.е. почти вдвое ниже)
2. Силовой трансформатор сможет обеспечить ток 70мА анодного питания каждой лампы EL34 (для сравнения, у 6L6 45мА)
3. Выходные трансформаторы смогут «переварить» повышенный ток подмагничивания 70мА от каждой лампы.

При невыполнении любого из этих условий Вы рискуете остаться без усилителя.

Теперь другой момент: выходные трансформаторы усилителя были рассчитаны на работу с лампами 6L6. Характеристики ЕЛ34 отличаются от 6Л6, потому и трансформаторы для них также будут отличаться.
Если с питающей частью (три условия выше) все нормально, то трансфроматор, сконструированный для 6Л6 не даст до конца раскрыть потенциал ламп ЕЛ34. Это будет выражаться в незначительном снижении выходной мощности и незначительным увеличением КНИ (преимущественно третьей гармоники) по сравнению с оптимальным для ЕЛ34 выходным трансформатором.

Но, еще раз повторюсь: если блок питания потянет лампы, работать усилитель будет.

Что касается Ваших измерений: отрицательного тока покоя быть не может, т.к. электрон всегда будет двигаться от «-» к «+». Скорее всего Вы перепутали полярность щупов при подключении измерительного прибора. Для того, чтобы оценить проведенные Вами измерения, нужно знать величины сопротивлений, на которых Вы измеряли падение напряжение. Это даст возможность вычислить токи покоя.

Читайте также:  Сжигающий ток медь или серебро

Игорь, лампа очень инерционная система (чем-то напоминает отопительный котел в частном доме, когда для достижения оптимальной температуры весь вечер нужно подкручивать кран газа к котлу), на то, чтобы ток, протекающий через нее установился, нужно время. Вращать подстроечник нужно очень медленно, каждый раз дожидаясь стабилизации тока. Т.е. немного повернули подстроечник — дождались пока ток сначала увеличившись (или уменьшившись) перестанет изменяться, далее опять повернули немного — дождались установления — и так до получения необходимого значения тока.

Установка тока покоя шести ламп — процесс очень длительный, запаситесь вагоном терпения.

Еще раз повторюсь — с точки зрения классической физики, отрицательное напряжение на катодном резисторе невозможно.

Определить возможности блока питания можно, наверное, только эмпирически (если только на питающем трансформаторе не подписаны номинальные токи вторичных обмоток), для этого нужно будет замерять напряжения накалов и напряжение питание с лампами 6Л6, затем приняв волевое решение, поставить ЕЛ34 и снова измерять напряжения накалов и напряжение питания. По просадке напряжений можно будет сделать выводы о способности блока питания «прокормить» ЕЛ34.
А еще лучше достать для начала схему усилителя.

Yoshimo разобрался я с током покоя
Это хорошо, т.к. настройка тока покоя очень важна для правильной работы усилителя.

Как изменился звук?

При пониженном токе покоя, увеличиваются консонансные (четные) гармоники. При небольшом их значении до 1-2% это на слух воспринимается как «теплый звук» и как расширение сцены.
Дальнейшее уменьшение тока покоя ведет к тому, что при большом размахе выходного напряжения (при прослушивании на большой громкости) нагрузочная прямая входит в нелинейный участок характеристик лампы, это сопровождается резким увеличением четных гармоник, что на слух воспринимается как сухость а иногда и грязь в звуке.

Повышение тока покоя выше оптимального сначала снижает уровень четных гармоник, но после определенного значения они вырастают лавинообразно, притом не только четные, а и диссонансные нечетные гармоники. Это происходит вследствие увеличения тока подмагничивания выходного трансформатора.

Как на мой слух, при увеличении тока покоя улучшается макродинамика, размеры звуковых образов увеличиваются.
Уменьшение тока покоя снижает макродинамику, а на определенном этапе звук становится как будто, стеклянеющим.

Все написанное выше справедливо для однотактного усилителя
Двухтактные усилители практически избавлены от вышеперечисленных болезней. Единственное что, увеличенный ток покоя может сократить срок работы ламп или привести к быстрому отравлению анодов ламп.

Что касается ультралинейного и триодного режима.
Ультралинейный режим — это нелинейная обратная связь, зависящая от реализации конкретного трансформатора.
Говоря обобщенно — в ультралинейном режиме больше драйва и напора, чуть выше выходная можность в сравнении с триодным режимом. Такой режим хорошо подойдет для рок-музыки.
Триодный режим обладает более спокойным характером звучания, меньшими искажениями и меньшей выходой мощностью.

измерял там на аноде 360в если я его переключу в триодный без оос при 360в какой выставить ток покоя

Если в щадящем режиме, то 90-100мА; если попытаться выжать максимум из лампы, можно 115мА, но это для КТ88 потолок. Если лампы современный саратовский или Тесловский новодел, можно спокойно ставить 110мА; если лампы винтажные и старые, то сильно загонять ток не стоит, лучше ограничиться 90-100мА, так для них будет безопаснее.

Yoshimo я тут как то померял для интереса в усиле анодное напряжение 450v под нагрузкой (под лампой )и 500v без нагрузки , а посмотрел параметры моих ламп GE 6L6WGB у них plate voltage 400v max ! Но лампы вроде работают нормально !

Ничего страшного, этот параметр можно превышать при условии, что мощность, рассеиваемая на аноде при таком напряжении не превышает максимальную, а на самих анодах нет покраснений или малиновых пятен от перегрева. Если такое наблюдается, нужно снизить ток покоя, чтобы аноды не калились.

А до этого у меня стояли Sovtek 5881|6L6WGC с завода ! И я начал разбираться и понял что Sovtek 5881|6L6WGC отличаются от 6L6WGB , напряжением , 6L6WGС, GC версии plate voltage 450,в триоде , 500 в пентоде ! У меня усилок работает в пентоде , однотактник ! У меня вопрос , что будет если такая ситуация как у меня в усиле 450 -500v , я использую лампы на plate voltage max 400v ?

Ничего страшного, можно, но с учетом вышесказанного.

Я понял что мне можно ставить только лапмы 6L6GС , другие версии 6L6 , 6L6G,6L6GA не выдержат такого напряжения ! И еще вот много раз видел что указывают в усилителях 6L6GС/5881 , типа что 6L6GС одно и тоже что и 5881 , это же не правда , в паспорте ламп , видно что совсем разные версии и параметры ! Я ВОТ ТАК И КУПИЛ 5881 , в замен своих Sovtek 5881/6L6WGC , хорошо они военные 60 ГОДА , 10000 ресурс ! Видимо держат напругу за этого !

Это действительно разные лампы, хотя и довольно близкие друг к другу по характеристикам. 5881 «крепче», чем 6L6, могут работать при бОльших токах покоя и в более экстремальных условиях.
Про 10000 часов наработки на отказ — это ни о чем не говорит, это как средняя температура по больнице. Этот параметр на 100% зависит от рабочих условий; я видел как гитаристы в самодельном Фендере каждые два-три месяца меняли комплект ламп, т.к. последние работали с большим превышением паспортных характеристик.

Источник

Тема: Простой способ настройки двухтактного лампового усилителя.

Опции темы

Аватар для VictorCustom Регистрация 17.12.2009 Сообщений 5

Простой способ настройки двухтактного лампового усилителя.

Я использую эту методику давно. На ее идею меня натолкнул тот факт, что силовой трансформатор на стержневом магнитопроводе начинает «гудеть» при несимметричности нагрузке катушек на разных его стержнях. Это натолкнуло меня на мысль об использовании этого явления при настройке симметричности выходного 2-х-тактного усилителя. Я стал экспериментировать с разными усилителями и в результате этих экспериментов появилась данная методика.

Предварительно надо подготовить усилитель к настройке, т.е. временно впаять подстроечные резисторы достаточной мощности в соответствующие цепи ламп фазоинверсного (для балансировки усиления плеч) и оконечного каскада (для балансировки тока холостого хода). Пример для фазоинверсного каскада представлен на рис.1 и рис.2.

Рис.1 Рис.2
В схема на рис.1 сопротивление подстроенного резистора следует брать несколько больше номинала оригинальной конструкции. В схеме на рис.2 подстроечный резистор следует также взять номиналом несколько больше оригинального, но устанавливать его следует в цепь первой лампы по ходу сигнала, если это схема фазоинвертора по парафазного или самобалансирующегося типа.
Мощность подстроечного резистора должна быть не меньше мощности постоянного резистора вместо которого (или последовательно или параллельно с которым) он устанавливается. Причем, после окончания настройки полученное сопротивление подстроечного резистора (суммарное: постоянный резистор и подстроечный) должно отличаться не более 5..10% от указанного на оригинальной схеме.
Если же полученное сопротивление значительно отличается от значения в оригинальной схеме, то следует устранить причину вызывающую столь сильный дисбаланс плеч и повторить настройку. Причиной сильного дисбаланса может быть износ ламп, значительная несимметричность выходного трансформатора, ошибка в монтаже и другие причины.

Читайте также:  Плотность тока смещения в этой точке

Для настройки нужно:
а) собственно усилитель с потенциометром(-и) баланса смещения выходных ламп и потенциометром баланса напряжения в плечах фазоинвертора. Если таковые не предусмотрены, то установить их временно и после настройки заменить их постоянными резисторами соответствующего номинала;
б) динамик соответствующего сопротивления и эквивалент нагрузки (проволочное сопротивление соответствующего номинала и мощности);
в) звуковой генератор (подойдет любой программный генератор звукового редактора или соответствующая программа, генерирующая синусоидальный сигнал);
г) достаточно тихое помещение.
Желательно использовать подобранные лампы, но если выбора нет, то и с теми, что имеются в наличии настроенный усилитель позволит получить максимум.

Из чего я исходил:
Все лучшие свойства 2-х-тактного усилителя проявляются в наибольшей степени при его полной симметрии – фазовой и амплитудной обоих плеч.
В реальных усилителях, есть много факторов ухудшающих симметрию плеч — разброс в номиналах деталей, паразитные свойства монтажа, несимметричность обмоток выходного трансформатора и др.
Учесть эти факторы теоретически не представляется возможным в конкретной конструкции, но точная настройка плеч может эти негативные факторы уменьшить или даже свести на нет, повышая таким образом качество звучания имеющегося усилителя на его максимально заложенную конструктором высоту.

Вот непосредственно методика настройки:
1. Включаем усилитель с подключенным динамиком (или акустической системой – мне больше нравится одиночный динамик ,который я подношу к уху, если блок питания усилителя очень качественный) и даем лампам полностью прогреться и войти в режим. Регулятор громкости усилителя установлен на ноль.
2. Потенциометром, регулирующим баланс смещения, добиваемся минимального уровня фона переменного тока в динамике. Именно в динамике, а не по равенству токов идущих через выходные лампы ,т.к. исходим из того, что симметричность выходного трансформатора нам не известна в общем случае и ее мы принимаем на веру. (Хотя по сравнению с методикой равных токов через выходные лампы – разница с данной методикой минимальная, но она все-таки есть). Если усилитель достаточно высококачественный (при громкости на «0» в колонах тишина), то можно использовать и наушники.
3. Выключаем усилитель. Отключаем динамик(наушники) и подключаем эквивалент нагрузки. Снова включаем и прогреваем усилитель.
4. Подаем на усилитель синусоидальный сигнал 1кГц (можно и другой — кому как понравится)
5. Добавляем громкость усилителя до получения более половины выходной мощности (с некоторым запасом до начала ограничения) – измеряя напряжение выходного сигнала вольтметром. Для каждого сопротивления нагрузки и мощности усилителя разное значение.
6. Слушаем как «поет» выходной трансформатор и вращая потенциометр баланса фазоинвертора добиваемся наименьшей громкости «пения» (если режим работы выходных ламп АВ или В) — в идеале полная тишина (класс А).
7. Отключаем усилитель и, если потенциометры баланса смещения и баланса фазоинвертора не предусмотрены конструкцией – их надо предварительно впаять, а после завершения настройки –заменить на постоянный резисторы соответствующего номинала, впаянный в нужном месте схемы усилителя.
8. Настройка закончена. Можно подключить акустическую систему и наслаждаться.

В чем физический смысл такой настройки:
Исходим из того, реальный выходной трансформатор несколько отличается от идеально, особенно если это недорогой трансформатор намотанный на броневом сердечнике используя разные секции катушки в разных плечах, а не симметрично разделенных и намотанных в разные стороны. В таком трансформаторе даже при идеальном равенстве напряжения на сетках выходных ламп (баланса фазоинвертора), равного смещения и абсолютно одинаковых выходных ламп протекают разные токи сигнала, т.к. обмотки плеч имеют некоторую разницу сопротивления постоянному и переменному току (за счет различия индуктивностей).

В момент прохождения сигнала разных плеч оконечного каскада через свои обмотки возникает разница в динамической намагниченности сердечника трансформатора, отчего трансформатор и начинает «петь». И чем эта асимметрия выше, тем больше это разностное намагничивание, или точнее — перемагничивание при усилении положительных и отрицательных полуволн синусоидального сигнала и тем громче «поет» трансформатор. Причем его «голос» не только становится тише при точном балансе, но и по спектру «ниже», что легко заметить на слух, по крайней мере на усилителях свыше 50вт.

Надеюсь данная методика настройки 2х-такных ламповых усилителей окажется полезной. Буду благодарен за отзывы и замечания по статье.
Виктор Гурченко (Victor Custom)

Источник



Настройка ламповых УМЗЧ

В связи с возросшей популярностью лампового звука, многие бросились конструировать ламповые усилители. Но, хотя ЛУ менее прихотливы к режимам и элементной базе, все же после сборки их необходимо настраивать, учитывая некоторые особенности.

Внимание! Напряжения в анодных цепях могут быть опасны для жизни. Обесточьте аппарат перед вмешательством, разрядите сглаживающие конденсаторы, выполняйте работы при помощи инструментов с надежной электроизоляцией и, в случае необходимости работы под напряжением, обеспечьте присутствие лиц, способных оказать вам первую помощь при поражении электрическим током.

Как и в любом другом У., проверку и настройку следует вести от «хвоста» к «голове». Начнем с 1-тактной схемы (рис.1).

Наверняка каждый собирал нечто подобное на заре своего увлечения.

Настройка выходного каскада.

Итак, начнем с выходного каскада. Убираем из схемы С7 и рассматриваем каскад на VL2.

1. Слышен гул на частоте 50Гц.

1-1. Проблема с БП.

Мала емкость конденсаторов в сглаживающем фильтре или индуктивность дросселя. Обычно там используются электролитические конденсаторы, которые со временем теряют емкость – «высыхают». Начать следует с конденсатора, ближайшего к выпрямителю. Так же возможно, что сама схема выпрямителя не соответствует потребляемому току. Рекомендую мостовые выпрямители – у них конденсаторы почти в 2 раза меньше, чем в других схемах.

1-2. Идет наводка по сеточной цепи.

Можно немного уменьшить R9, но чем меньше изменения – тем лучше, поскольку в такой схеме это приведет к снижению входного сопротивления каскада и ухудшению АЧХ.

По возможности лучше экранировать все линии прохождения сигнала. В частности от С7 к управляющей сетке VL2.

Еще возможной причиной может быть избыточное сопротивление R10. Но его следует подбирать с крайней осторожностью, поскольку его подбор влияет на режим каскада по постоянному току и может привести к росту нелинейных искажений.

1-3. Мала емкость С8. Нужно заменить или подобрать. Однако следует иметь ввиду, что избыточная емкость приведет к потерям на ВЧ.

2. Слышен шум.

Здесь следует определить тональность шума «коричневый (розовый)» или «белый». Образцы я прикрепил в архиве.

2-1. В случае низкотонального шума нужно проверять конденсаторы в анодной и катодной цепях (а так же другие реактивные элементы, если они есть). Это т.н. местные обратные связи (далее ОС. ООС – отрицательная обратная связь – противофазный сигнал по отношению к рабочему, ПОС – положительная обратная связь – синфазный сигнал), которые ограничивают усиление, но вместе с тем подавляют шумы, нелинейные искажения и самовозбуждение. Они могут не соответствовать заявленным параметрам, отсутствовать или иметь пропадающий контакт (плохо припаяны). Так же не исключена ошибка разработчика самой схемы (обычно такие элементы промаркированы «*», т.е. элемент нужно подобрать).

Читайте также:  Из опыта эрстеда следует что магнитная стрелка поворачивается вблизи проводника с током

2-2. Высокотональный («белый») шум появляется в результате неисправности лампы или того же пропадающего контакта. Не спешите сразу менять лампу. Вероятнее всего это окисленная панелька. Лучше ее промыть чем-нибудь нейтральным, либо заменить. Обработка абразивными инструментами может привести к противоположным результатам. Физика этого процесса вполне ясна: при неплотном контакте штырьков с панелькой имеют место искровые разряды, а озон, который образуется при этом, еще активнее окисляет обе поверхности. Определить источник проблемы можно щелкнув по лампе пальцем. Шуршащий звук – неисправность панельки, звенящий – неисправность лампы. Если данный метод не дал результатов, временно замените лампу и повторите попытку.

2-3. Так же причиной любого шума может быть избыточное сопротивление анодно-катодной цепи. Начните подбирать R10 (для начала в небольших пределах, иначе повредите лампу и трансформатор). Если подбор этого резистора не дает ощутимых результатов, я вам не завидую – проблема в режиме анодной цепи по постоянному току. Значит, трансформатор не соответствует необходимым параметрам каскада. Придется либо подобрать другой трансформатор, либо перемотать существующий. Не дай вам Бог пережить это!

3. Нелинейные искажения. Это вид искажений, которые можно наблюдать как геометрические изменения формы сигнала на осциллограмме. На слух они определяются по разным признакам: на НЧ ощутимо возрастает хрип, на ВЧ – «свистящие» становятся «шипящими». Как травило, подобные искажения, следствие перегрузки – избыточное усиление, избыточный уровень входного сигнала, смещение рабочей точки и т.д. Разберемся с наиболее характерными источниками.

3-1. Нехватка/избыток анодного напряжения. Все это приводит к смещению рабочей точки, следовательно, некоторые полуволны подавляются режимом лампы по постоянному току. Ситуация аналогична п.2-3. Работать следует аналогично, но перед этим следует проверить напряжение питания У. в режиме молчания и при наличии сигнала (если снижение уровня входного сигнала позволяет убрать искажения, то выходной каскад исправен). Собственно, в таком случае неуместно говорить об устройстве как об усилителе класса «А».

3-2. Ослабление накала. ВАХ лампы, в этом случае, тоже далека от идеала. В этом легко убедиться подав сигнал на плохо прогретую лампу. Собственно, это не такая уж серьезная проблема. Все сводится к времени готовности У. Такое может случиться и с транзисторным У., только там время зависит от емкости (времени зарядки) сглаживающих конденсаторов.

3-3. Избыток входного напряжения. Можно поставить резистор между разделительным конденсатором С7 и управляющей сеткой VL2. Добавочный резистор и R9 образуют делитель, который понизит сигнал. Это изменит АЧХ, но подъем на НЧ можно решить подбором С7 (уменьшением). Кстати, R9 тоже оказывает определенное влияние на режим по постоянному току, так что его подбором тоже можно прийти к нужным результатам.

Настройка предварительных каскадов. Теперь вернем на место С7 и уберем С2. Таким образом получается уже готовый У., охваченный ОС. По большому счету 2-й каскад нужен только для компенсации потерь в цепях тонкоррекции. Т.е. при напряжении входного сигнала 1,5-2В, 1-й каскад можно вовсе исключить. Справедливости ради следует заметить, что каждый каскад неизбежно вносит искажения и шум, а на выходе все это суммируется. В реальности каждый сам решает сколько каскадов нужно для обеспечения нужного усиления. То, что было сказано выше, справедливо и по отношению к триодам. Здесь задача даже несколько упрощается, поскольку анод нагружен не на трансформатор, а на обычную активную нагрузку – резистор, часть которого, в случае необходимости, можно заменить на подстроечный. Я бы не советовал этим увлекаться, поскольку переменные резисторы тоже могут быть источником шума (в том числе белого, который многие по неопытности списывают на грехи лампы). Итак, не будем обсуждать режим каскада VL1-2 и перейдем к У. в целом. Как видно из схемы в работу включилась очень важная цепь – петля общей ООС. Как мы знаем, фаза ОС зависит от того к какому выводу вторичной обмотки подключена петля. Поскольку разница составляет 180гр., ОС может стать положительной. Если при включении резко возрос шум или фон, значит У. стал генератором. Прежде чем колдовать над триодом, перекиньте цепь ОС на другой вывод вторичной обмотки (оставшийся, соответственно, переключить на общий). Петля состоит из R8R11R12. Резистор в катодной цепи VL1-2 является нагрузкой этого делителя. Как правило ОС не оказывает существенного влияния на режим катода по постоянному току, но для этого должно выполняться условие R11+R12>>R8. При помощи ООС можно значительно снизить шум и искажения, но без фанатизма, поскольку этот эффект достигается снижением усиления вплоть до полной непроходимости сигнала.

Теперь рассмотрим 2-тактные усилители. По сути, предусилитель в таких схемах ничем не отличается, но вместо выходного каскада там стоит фазоинвертор, который раскладывает сигнал на полуволны и усиливает каждую отдельно. Вполне понятно, что режим по постоянному току в таких каскадах смещен в «-», что позволяет максимально усилить положительную полуволну и проигнорировать отрицательную, которая смещена фазоинвертором на 180гр и усиливается вторым плечом. В схемотехнике это реализуется 2 способами. На рис.2 показан способ, где триод является одновременно инвертором, как предварительные каскады и катодным повторителем.

Такой каскад, при кажущейся простоте, довольно сложен в настройке. Прежде всего это связано с тем, что у инвертора и повторителя разные выходные сопротивления и, соответственно, разная нагрузочная способность. Чтобы загнать в режим такой каскад, нужно не только добиться его симметрии относительно полюсов питания, но и тщательно подобрать постоянное напряжение на сетке (соответственно анодное напряжение левого триода Л2), чтобы амплитуды разделенных сигналов были равны по модулю (напоминает работу маятника Максвелла), но сам фазоинвертор не выходил из линейного режима. О последствиях разбалансировки ФИ судите сами. Мое субъективное мнение – бог с ней, с простотой, ради избавления от таких сложностей и лишней лампы не жалко. Другой вариант – когда ФИ состоит из 2 обычных каскадов с общим катодом (Рис.3).

Левый триод Л1 поворачивает фазу на 180гр. и передает на второй триод и нижний противофазный пентод. Правый триод поворачивает фазу еще на 180гр (возвращает в исходное состояние) и передает на синфазный пентод. Кроме описанных операций с однотактными каскадами нам остается только подобрать входной делитель правого триода таким образом, чтобы амплитуды анодных сигналов были равны.

По лампам, пожалуй, всё. В следующей статье будем рассматривать полупроводниковые УМЗЧ. Вопросы обсудим на форуме.

С уважением Павел А. Улитин. г.Чистополь (Татарстан).

В статье использованы иллюстрации из книги Р.Свореня «Усилители и радиоузлы» (1965г.)

Источник