Меню

Ремонт электрических машин постоянного тока электровоза

Устройство и ремонт электровозов постоянного тока

  • Артикул: 00-01035040
  • Автор: Альбьев С.А., Горчаков Е.В., Осипов С.И., Ридель Э.Э., Хлебников В.Н.
  • Обложка: Твердый переплет
  • Издательство: Транспорт (все книги издательства)
  • Город: Москва
  • Страниц: 464
  • Формат: 60х90 1/16
  • Год: 1977
  • Вес: 713 г

В книге изложены устройство, работа и ремонт механического оборудования, тяговых электродвигателей, вспомогательных машин и аппаратуры, рассмотрены электрические цепи электровозов постоянного тока ВЛ10, ВЛ11, ВЛ8, ВЛ23, ЧС2 и ЧС2т.
В графических схемах условные обозначения приняты в соответствии с требованиями ГОСТ 2.721-68 — ГОСТ 2.747-68 за исключением буквенно-цифровых в схемах электровозов, которые имеют обозначения, принятые заводами-изготовителями.
Книга утверждена Главным управлением учебными заведениями МПС в качестве учебника для технических школ машинистов и помощников машинистов электровозов постоянного тока Она может быть использована и в качестве пособия для локомотивных бригад, работников депо, отделений дорог и служб управлений дорог, занимающихся эксплуатацией и ремонтом электровозов.

Оглавление
Глава I Общие сведения об электрической тяге
§ 1. Этапы электрификации железных дорог Советского Союза
§ 2. Классификация электровозов и их основные данные
Глава II Механическое оборудование
§ 3. Общие сведения о механической части
§ 4. Рамы тележек
§ 5. Межтележечные сочленения
§ 6. Колесные пары
§ 7. Буксовые узлы
§ 8. Подвешивание тележек
§ 9. Подвешивание тяговых двигателей и тяговые передачи
§ 10. Автосцепные устройства
§ 11. Кузова, опоры и подвешивание кузовов
§ 12. Шкворневые узлы и противоразгрузочные устройства
§ 13. Системы вентиляции
§ 14. Системы пескоподачи
Глава III Тяговые электродвигатели
§ 15. Общие сведения о тяговых двигателях и условия их работы
§ 16. Принцип действия тяговых двигателей
§ 17. Электромеханические характеристики тяговых двигателей
§ 18. Коммутация тяговых двигателей и компенсация реактивной э. д. с. дополнительными полюсами
§ 19. Потенциальные условия на коллекторах тяговых двигателей и способы их улучшения
§ 20. Принципы управления тяговыми двигателями в режиме тяги
§ 21. Работа тяговых двигателей при реостатном торможении
§ 22. Работа тяговых двигателей при рекуперативном торможении
§ 23. Номинальные и предельно допустимые параметры тяговых двигателей
§ 24 Конструкция тяговых двигателей
§ 25. Сборка и испытание тяговых двигателей
Глава IV Вспомогательные машины
§ 26. Общие сведения
§ 27. Электродвигатели компрессоров
§ 28. Мотор-вентиляторы и генераторы управления
§ 29. Преобразователи
Глава V Электрические аппараты и приборы
§ 30. Общие сведения
§ 31. Электрические
§ 32. Гашение электрической дуги
Глава VI Аппараты силовых цепей
§ 33. Токоприемники
§ 34. Групповые переключатели
§ 35. Главные переключатели
§ 36. Реверсоры и тормозные переключатели
§ 37. Электропневматические контакторы
§ 38. Разъединители
§ 39. Отключатели тяговых двигателей
§ 40. Резисторы
§ 41. Индуктивные шунты
Глава VII Аппараты вспомогательных цепей
§ 42. Электромагнитные контакторы
§ 43. Резисторы вспомогательных цепей
§ 44. Переключатель двигателей вентиляторов и разъединитель вспомогательных цепей
§ 45. Электрические печи
Глава VIII Аппараты защиты
§ 46. Общие сведения о защите электрических цепей электровоза
§ 47. Быстродействующие выключатели силовых цепей тяговых двигателей
§ 48. Быстродействующие выключатели вспомогательных цепей
§ 49. Контакторы вспомогательных цепей
§ 50. Дифференциальная защита
§ 51. Быстродействующие контакторы
§ 52. Реле перегрузки
§ 53. Реле рекуперации
§ 54. Реле напряжения
§ 55. Реле буксования
§ 56. Высоковольтные плавкие предохранители
§ 57. Разрядники
§ 58. Аппараты защиты от помех радиоприему
Глава IX Аппараты цепей управления
§ 59. Выключатели цепи управления
§ 60. Кнопочные выключатели
§ 61. Низковольтные электромагнитные контакторы
§ 62. Контроллеры машиниста
§ 63. Промежуточный контроллер электровоза ЧС2Т
§ 64. Электромагнитные вентили
§ 65. Электропневматические клапаны
§ 66. Электроблокировочные клапаны. Пневматические и автоматические выключатели управления
§ 67. Регулятор давления противоразгрузочного устройства
§ 68. Реле и регуляторы низкого напряжения
§ 69. Панели управления. Предохранители
§ 70. Блокировки безопасности
§ 71. Соединительные устройства цепей управления
§ 72. Приборы освещения и сигнализации
§ 73. Измерительные приборы
§ 74. Расположение аппаратуры
Глава X Аккумуляторная батарея
§ 75. Назначение и принцип действия аккумулятора
§ 76. Устройство щелочных аккумуляторных батарей
§ 77. Эксплуатация щелочных аккумуляторных батарей
Глава XI Электрические схемы электровозов
§ 78. Общие сведения о схемах
§ 79. Условные обозначения в схемах
§ 80. Способы перехода с одного соединения тяговых двигателей на другое
§ 81. Электрические схемы электровоза ВЛ10
§ 82. Особенности электрических схем электровозов ВЛ8 и ВЛ11
§ 83. Электрические схемы электровоза ВЛ23
§ 84. Электрические схемы электровоза ЧС2
§ 85. Особенности электрических схем электровоза ЧС2Т
§ 86. Общие сведения о схемах соединений
Глава XII Надежность и ремонт электровозов
§ 87. Надежность электровозов
§ 88. Система технического обслуживания и ремонта
§ 89. Общие вопросы технического обслуживания и ремонта
§ 90. Ремонт механической части
§ 91. Ремонт тяговых двигателей и вспомогательных машин
§ 92. Ремонт аппаратов, проводов и кабелей
Глава XIII Общие сведения о новых и перспективных электровозах
§ 93 Понятие об импульсном регулировании напряжения
§ 94. Электровозы с независимым возбуждением тяговых двигателей
§ 95. Электровозы с бесколлекторными тяговыми двигателями
Глава XIV Электроснабжение электрифицированных железных дорог и депо
§ 96. Общая схема питания электрифицированной железной дороги
§ 97. Понятие об устройстве контактной сети
§ 98. Понятие о тяговых подстанциях постоянного тока
§ 99. Взаимодействие электроподвижного состава и системы тягового электроснабжения
Список литературы

Источник

Ремонт электрических машин постоянного тока электровоза

УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ ЭЛЕКТРОВОЗОВ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Устройство и ремонт электровозов постоянного тока.
Учебник для техн. школ ж.-д. трансп. М.; «Транспорт»,1977. 464 с. Авт.: С. А. Алябьев, Е. В. Горчаков, С.И.Осипов, Э.Э.Ридель, В.Н.Хлебников.

В книге изложены устройство, работа и ремонт механического оборудования, тяговых электродвигателей, вспомогательных машин и аппаратуры, рассмотрены электрические цепи электровозов постоянного тока ВЛ10, ВЛ11, ВЛ8, ВЛ23, ЧС2 и ЧС2Т.
Книга утверждена Главным управлением учебными заведениями МПС в качестве учебника для технических школ машинистов и помощников машинистов электровозов постоянного тока Она может быть использована и в качестве пособия для локомотивных бригад, работников депо, отделений дорог и служб управлении дорог, занимающихся эксплуатацией и ремонтом электровозов.
Ил. 323, табл.18, список лит. 15 назв.

Классификация электровозов и их основные данные

Электровозом называют локомотив, который приводится в движение тяговыми двигателями, питающимися от контактной сети. Электровозы могут также получать энергию от установленной на нем аккумуляторной батареи.
Электровозы классифицируют по роду тока, типу привода, роду службы и осевым формулам. В зависимости от рода применяемого тока электровозы бывают постоянного тока, переменного однофазного тока промышленной частоты (50 или 60 Гц), переменного од­нофазного тока пониженной частоты (162/3 или 25 Гц), трехфазного тока и многосистемные.
В нашей стране в соответствии с принятыми системами электрической тяги работают электровозы постоянного тока и переменного однофазного тока промышленной частоты.
По типу привода, т. е. типу передачи вращающего момента с вала тяговых двигателей на движущие колесные пары различают электровозы с индивидуальным и групповым приводом.
При индивидуальном приводе тяговый двигатель или два спаренных тяговых двигателя через зубчатую передачу соединены с одной движущей колесной парой. В случае группового привода от тягового двигателя вращающий момент передается на несколько движущих колесных пар через зубчатые передачи или спарники. В этом случае тяговый двигатель по своей мощности должен быть соответственно больше двигателей при индивидуальном приводе.
По роду службы электровозы подразделяют на грузовые, грузо­пассажирские, пассажирские и маневровые. Грузовые поезда обычно имеют большой вес. Для работы с ними требуются электровозы, развивающие большие силы тяги при сравнительно меньших скоростях движения. Они обычно имеют шесть—восемь и более движущих колесных пар. Наибольшие скорости их составляют 100—110 км/ч. Пассажирские электровозы имеют меньшие силы тяги, но работают с большими скоростями — до 160—200 км/ч. Они имеют четыре и шесть осей и только сверхскоростные электровозы (на наибольшие скорости 200—250 км/ч) — восемь сцепных осей.
Маневровые электровозы обладают меньшей мощностью и скоростью движения. Для работы на неэлектрифицированных линиях на них устанавливают аккумуляторные батареи или дизель-генераторные установки.
Осевые формулы характеризуют число движущих колесных пар и их расположение в тележках, а также схему передачи силы тяги от колесных пар на автосцепку. Движущие колесные пары устанавливают обычно в двухосных или трехосных тележках, на которые опирается кузов. Четырехосные электровозы имеют две двухосные тележки, шестиосные — две трехосные тележки, восьмиосные — четыре двухосные тележки. Тележки могут быть соединены между собой специальными сочленениями, через которые и передается сила тяги на автосцепки, установленные на концевых тележках. Такие тележки называют сочлененными. Бывают тележки несочлененные. В этом случае сила тяги от тележки передается на кузов и через него на автосцепки, установленные по концам кузова электровоза.
Для краткой записи числа колесных пар (осей) и типа тележек используют осевые формулы — цифровые обозначения и знаки. В этой формуле цифры показывают число осей в каждой тележке электровоза. Около этих цифр при индивидуальном приводе ставят индекс 0. Сочленение тележек отмечают знаком « + », при отсутствии сочленения знаком «—». Так осевая формула 2о +2о + 2о + 2о показывает, что восьмиосный электровоз имеет четыре сочлененные двухосные тележки с индивидуальным приводом; 3о — Зо — шестиосный электровоз состоит из двух трехосных несочле­ненных тележек. Осевую формулу 2—2 имеет четырехосный электровоз, имеющий две двухосные несочлененные тележки с групповым приводом от тягового двигателя каждой тележки к двум колесным парам.
До Великой Отечественной войны выпускались только шестиосные электровозы. После войны выпускались шестиосные, а затем восьмиосные грузовые электровозы. В настоящее время на железных дорогах, электрифицированных на постоянном токе, наиболее распространены грузовые шестиосные электровозы ВЛ23 и ВЛ22М и восьмиосные ВЛ10 и ВЛ8. В пассажирском движении используют чехословацкие электровозы шестиосные ЧС2 и ЧС2Т (индекс т показывает наличие реостатного торможения) и четырехосные ЧСЗ и ЧС1. На участках переменного тока работают грузовые шестиосные электровозы ВЛ60″ и восьмиосные — В Л 80″ и ВЛ80т и в пассажирском движении чехословацкие электровозы ЧС4. Кроме того, для обслуживания соседних стыковых участков, электрифицированных один на постоянном, а другой на переменном токе, имеются электровозы двойного питания ВЛ82, ВЛ82М, которые могут рабо­тать на постоянном и переменном токе.

Читайте также:  Аппарат для терапии импульсными токами

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I Общие сведения об электрической тяге
§ 1. Этапы электрификации железных дорог Советского Союза
§ 2. Классификация электровозов и их основные данные

Глава II Механическое оборудование
§ 3. Общие сведения о механической части
§ 4. Рамы тележек
§ 5. Межтележечные сочленения
§ 6. Колесные пары
§ 7. Буксовые узлы
§ 8. Подвешивание тележек
§ 9. Подвешивание тяговых двигателей и тяговые передачи
§ 10. Автосцепные устройства
§ 11. Кузова, опоры и подвешивание кузовов
§ 12. Шкворневые узлы и противоразгрузочные устройства
§ 13. Системы вентиляции
§ 14. Системы пескоподачи

Глава III Тяговые электродвигатели
§ 15. Общие сведения о тяговых двигателях и условия их работы
§ 16. Принцип действия тяговых двигателей
§ 17. Электромеханические характеристики тяговых двигателей
§ 18. Коммутация тяговых двигателей и компенсация реактивной э. д. с.дополнительными полюсами
§ 19. Потенциальные условия на коллекторах тяговых двигателей и способы их улучшения
§ 20. Принципы управления тяговыми двигателями в режиме тяги
§ 21. Работа тяговых двигателей при реостатном торможении
§ 22. Работа тяговых двигателей при рекуперативном торможении
§ 23. Номинальные и предельно допустимые параметры тяговых двигате­лей
§ 24. Конструкция тяговых двигателей
§ 25. Сборка и испытание тяговых двигателей

Глава IV Вспомогательные машины
§ 26. Общие сведения
§ 27. Электродвигатели компрессоров
§ 28. Мотор-вентиляторы и генераторы управления
§ 29. Преобразователи

Глава V Электрические аппараты и приборы
§ 30. Общие сведения
§ 31. Электрические контакты
§ 32. Гашение электрической дуги

Глава VI Аппараты силовых цепей
§ 33. Токоприемники
§ 34. Групповые переключатели
§ 35. Главные переключатели
§ 36. Реверсоры и тормозные переключатели
§ 37. Электропневматические контакторы
§ 38. Разъединители
§ 39. Отключатели тяговых двигателей
§ 40. Резисторы
§ 41. Индуктивные шунты

Глава VII Аппараты вспомогательных цепей
§ 42. Электромагнитные контакторы
§ 43. Резисторы вспомогательных цепей
§ 44. Переключатель двигателей вентиляторов и разъединитель вспомога­тельных цепей
§ 45. Электрические печи

Глава VIII Аппараты зашиты
§ 46. Общие сведения о защите электрических цепей электровоза
§ 47. Быстродействующие выключатели силовых цепей тяговых двигателей
§ 48. Быстродействующие выключатели вспомогательных цепей
§ 49. Контакторы вспомогательных цепей
§ 50. Дифференциальная защита
§ 51. Быстродействующие контакторы
§ 52. Реле перегрузки
§ 53. Реле рекуперации
§ 54. Реле напряжения
§ 55. Реле буксования
§ 56. Высоковольтные плавкие предохранители
§ 57. Разрядники
§ 58. Аппараты защиты от помех радиоприему

Глава IX Аппараты цепей управления
§ 59. Выключатели цепи управления
§ 60. Кнопочные выключатели
§ 61. Низковольтные электромагнитные контакторы
§ 62. Контроллеры машиниста
§ 63. Промежуточный контроллер электровоза ЧС2Т
§ 64. Электромагнитные вентили
§ 65. Электропневматические клапаны
§ 66. Электроблокировочные клапаны. Пневматические и автоматические выключатели управления
§ 67. Регулятор давления противоразгрузочного устройства
§ 68. Реле и регуляторы низкого напряжения
§ 69. Панели управления. Предохранители
§ 70. Блокировки безопасности
§ 71. Соединительные устройства цепей управления
§ 72. Приборы освещения и сигнализации
§ 73. Измерительные приборы
§ 74. Расположение аппаратуры

Читайте также:  Таблица потребляемой мощности от силы тока

Глава X Аккумуляторная батарея
§ 75. Назначение н принцип действия аккумулятора
§ 76. Устройство щелочных аккумуляторных батарей
§ 77. Эксплуатация щелочных аккумуляторных батарей

Глава XI Электрические схемы электровозов
§ 78. Общие сведения о схемах
§ 79. Условные обозначения в схемах
§ 80. Способы перехода с одного соединения тяговых двигателей на другое
§ 81. Электрические схемы электровоза ВЛ10
§ 82. Особенности электрических схем электровозов ВЛ8 и ВЛ11
§ 83. Электрические схемы электровоза ВЛ23
§ 84. Электрические схемы электровоза ЧС2
§ 85. Особенности электрических схем электровоза ЧС2Т
§ 86. Общие сведения о схемах соединений

Глава XII Надежность и ремонт электровозов
§ 87. Надежность электровозов
§ 88. Система технического обслуживания и ремонта
§ 89. Общие вопросы технического обслуживания и ремонта
§ 90. Ремонт механической части
§ 91. Ремонт тяговых двигателей и вспомогательных машин
§ 92. Ремонт аппаратов, проводов и кабелей

Глава XIII
Общие сведения о новых и перспективных электровозах
§ 93 Понятие об импульсном регулировании напряжения
§ 94. Электровозы с независимым возбуждением тяговых двигателей
§ 95. Электровозы с бесколлекторными тяговыми двигателями

Глава XIV
Электроснабжение электрифицированных железных дорог и депо
§ 96. Общая схема питания электрифицированной железной дороги
§ 97. Понятие об устройстве контактной сети
§ 98. Понятие о тяговых подстанциях постоянного тока
§ 99. Взаимодействие электроподвижного состава и системы тягового элек­троснабжения
Список литературы

ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРОВОЗОВ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Красковская С. Н. и др.
Текущий ремонт и техническое обслуживание электровозов постоянного тока / С. Н. Красковская, Э. Э. Ридель, Р. Г. Черепашенец.— М.: Транспорт, 1989. — 408 с

Описаны организация и технология текущего ремонта и техническо­го обслуживания грузовых и пассажирских электровозов постоянного тока на базе поточных линий с учетом последних руководящих документов, рекомендаций науки и достижений практики в области повышения надежности узлов, диагностики и контроля качества.
Для слесарей по ремонту электрического и механического оборудования электровозов постоянного тока. Может быть полезна локомотивным бригадам.

Принципы системы планово-предупредительного ремонта электровозов

Для поддержания электровозов в работоспособном состоянии и обеспечения надежной и безопасной их эксплуатации необходима система технического обслуживания и ремонта электроподвижного состава (э. п. с).
На систему технического обслуживания и ремонта электровозов большое влияние оказывают организация их эксплуатации и технология ремонта. Удлинение участков обращения, появление более совершенных электровозов новых серий, применение прогрессивных технологических процессов и соответствующих материалов, внедрение передовых методов труда — все это влечет изменения в системе технического обслуживания и ремонта электровозов.
Основное назначение технического обслуживания и ремонта — уменьшение износа и устранение повреждений электровозов, обеспечение их безотказной эксплуатации. Это весьма сложные и ответственные задачи. Несмотря на усилия, предпринимаемые электровозостроительной промышленностью по повышению надежности и безотказности электровозов, главная роль в этом деле принадлежит ремонтным подразделениям железнодорожного транспорта.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I Основные сведения об организации и технологии технического обслуживания и ремонта электровозов
1. Принципы системы планово-предупредительного ремонта электровозов
2. Износ и повреждения деталей электровозов, методы восстановления работоспособности, упрочнения и контроля
3. Подготовка электровозов, агрегатов и узлов к ремонту
4. Механизация и автоматизация технологических процессов ремонта и технического обслужи­вания электровозов
Глава II Техническое обслуживание электровозов
5. Общие сведения о техническом обслуживании
6. Техническое обслуживание ТО-1
7. Техническое обслуживание ТО-2
8. Техническое обслуживание ТО-3
9. Техническое обслуживание ТО-4
Глава III Работы по поддержанию работоспособности электровозов, производимые в зависимости от времени года и срока службы
10. Работы, выполняемые в зависимости от времени года
11. Работы, выполняемые в зависимости от срока службы
Глава IV Текущий ремонт ТР-1
12. Общие сведения
13. Механическое оборудование
14. Электрические машины
15. Электрические аппараты и электрические цепи
Глава V Текущий ремонт ТР-2
16. Общие сведения
17. Особенности ремонта механического оборудования
18. Особенности ремонта электрического оборудования
Глава VI Текущий ремонт ТР-3 механической части электровоза
19. Общие сведения
20. Подготовка электровоза, подъемка и опускание кузова, выкатка и подкатка тележек
21. Разборка и сборка тележек, ремонт рам
22. Ремонт противоотносного и противоразгрузочного устройств
23. Ремонт тормозной рычажной передачи
24. Ремонт рессорного и люлечного подвешивания
25. Ремонт гидравлических гасителей колебаний
26. Ремонт колесно-моторного блока и тяговой передачи
27. Освидетельствование колесных пар, ремонт колесных пар и букс
28. Ремонт кузова и его узлов, окраска кузова
Глава VII Деповской ремонт электрических машин при ТР-3
29. Общие сведения
30. Организация ремонта электрических машин. Поточные линии
31. Предварительный осмотр, про­верка и разборка тяговых двигателей
32. Ремонт остова, букс (шапок), моторно-осевых подшипников, подшипниковых щитов, крышек коллекторных люков, крепежных деталей
33. Ремонт якорных подшипников
34. Ремонт магнитной системы остова
35. Ремонт щеточного аппарата
36. Осмотр и ремонт якоря
37. Проверка симметрии магнитной системы тяговых двигателей и их щеточно-коллекторного узла
38. Сборка тяговых двигателей
39. Ремонт вспомогательных электрических машин
40. Капитальный ремонт вспомогательных электрических машин в депо
41. Испытания электрических машин
Глава VIII Текущий ремонт ТР-3 электрической аппаратуры
42. Общие сведения.
43. Токоприемники
44. Особенности ремонта и регулировки быстродействующих выключателей электровозов ЧС
45. Контакторы
46. Групповые переключатели с дугогасительными устройствами
47. Реверсоры и переключатели без дугогасительных устройств
48. Разъединители, отключатели и контакторы заземления
49. Реле защиты
50. Разрядники
51. Высоковольтные предохранители
52. Приборы электрического обогрева вагонов
53. Токоотводящие устройства
54. Резисторы
55. Электрические печи и калориферы
56. Контроллеры машиниста
57. Блоки с полупроводниковыми приборами
58. Низковольтные аппараты и предохранители

Источник

Ремонт электродвигателей постоянного тока

date image2020-05-12
views image643

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Текущий ремонт генераторов и двигателей постоянного тока сводится к следующему:

− изношенные щетки заменяют новыми и притирают по месту;

− проверяют и регулируют, траверсу щеткодержателя, устанавливая щетки в шахматном порядке;

− шлифуют и продороживают коллектор;

− проверяют изоляцию обмоток и восстанавливают ее в местах повреждения;

− подшипники разбирают, очищают, производят шабрение (подшипников скольжения) или заменяют (подшипники качения);

− подтягивают болты крепления деталей.

Работы, выполняемые при капитальном ремонте электродвигателей:

− ремонт коллектора с заменой пластин;

− ремонт или замена щеточного механизма;

− замена подшипниковых щитов;

− перезаливка подшипников скольжения;

− ремонт контактных колец и изолирующих их от вала прокладок;

− рихтовка листов активного железа;

− ремонт вала и балансировка ротора;

− заварка трещин корпуса;

− частичная или полная смена обмоток;

− пропитка обмотки лаками и сушка;

− переделка машин на другое напряжение и частоту вращения.

Читайте также:  Коммутационные токи в электродвигателях

При периодических осмотрах и плановых ремонтах машин постоянного тока основное внимание обращают на состояние коллектора, щеток, щеткодержателя, подшипниковых узлов и изоляции обмоток.

На поверхности коллектора может появиться шероховатость вследствие попадания твердых частиц под щетки, нагар от искрения или окись после длительного хранения машины во влажных местах. Шероховатость коллектора устраняют шлифовкой мелкой стеклянной бумагой марки 000, прижимаемой деревянной колодкой с вырезом по форме коллектора. Применение наждачной бумаги нежелательно, так как крупинки наждака проводят электрический ток и могут замкнуть пластины коллектора. Не рекомендуется опиливать коллекторные пластины напильником или прижатием стеклянной бумаги рукой, так как получается неровная поверхность.

Неровную поверхность коллектора протачивают резцом, предварительно тщательно отцентрировав его.

После, проточки или длительной работы коллектор продороживают, так как миканитовые прокладки тверже медных пластин и при работе постепенно выступают над ними. Продороживание выполняют выпиливанием миканита специальной пилкой на глубину 0,5—1,0 мм вдоль приложенной к коллектору линейки без повреждения медных пластин. Можно продороживать коллектор и на токарном станке при неподвижном шпинделе и продольном движении суппорта с отрезным резцом, повернутым на 90° относительно своего нормального положения. Ширина режущей части резца равна ширине канавки между пластинами, а угол заточки равен 40°.

После продороживания все канавки между пластинами коллектора прочищают волосяной щеткой и шабером снимают фаски с краев коллекторных пластин, а затем коллектор шлифуют и продувают сжатым воздухом.

При выходе из строя подшипников качения пли при большом износе подшипников скольжения ротор может задевать за статор, что вызывает повреждение активной стали, а иногда и обмотки. Неисправные подшипники качения заменяют новыми, а загрязненные снимают, очищают от грязи, промывают в керосине, а затем набивают смазку и устанавливают на место.

Перегрев подшипников скольжения приводит к расплавлению заливки или задирам шейки вала. Он происходит из-за недостаточного поступления масла вследствие погнутости масляных колец, недостаточного уровня, загрязнения или, уменьшения зазора между шейкой вала и вкладышем из-за перекоса вкладыша.

При недостаточном количестве масла его добавляют, а при загрязнении или чрезмерной вязкости — сливают, тщательно промывают подшипник керосином и заливают свежее масло требуемого качества. Для подшипников качения применяют смазки типа УТ и солидолы, для подшипников скольжения — веретенное, машинное или турбинное масло. При перекосе вкладыша подшипник разбирают, устанавливают вкладыш правильно и фиксируют его для предупреждения повторного перекоса.

В процессе эксплуатации не допускают загрязнения электродвигателей: это способствует перегреву обмоток и может привести к короткому их замыканию. Пыль систематически удаляют пылеотсасывающим устройством или продувкой сжатым воздухом. В процессе работы происходит стирание изоляции, что может привести к межвитковому замыканию или пробою на корпус.

Это может произойти и вследствие механических повреждений или отсырения изоляции. Эти неисправности определяют внешним осмотром или измерением сопротивления изоляции обмоток, которое должно быть не ниже 1,0 МОм на 1000 В рабочего напряжения, а магнитным или другим методом уточняют место пробоя изоляции.

Приступая к частичной или полной перемотке якоря, маркируют пазы, составляют схему обмотки, эскизируют лобовые части обмотки, бандажи и другие узлы, а затем снимают старые бандажи, распаивают коллектор и снимают старые обмотки. Перед укладкой новой обмотки якорь тщательно очищают, пазы опиливают и красят их стенки. Коллектор проверяют на отсутствие замыканий между пластинами, обмоткодержатель изолируют.

В зависимости от формы паза, напряжения тока и мощности машины обмотки выполняют в виде жестких или мягких секций, а также протяжкой вручную обмоточного провода в закрытые или полузакрытые пазы. Большинство якорей имеет открытые пазы, в которые укладывают заранее отформованные секции. При закладке следят за длиной выступающих из паза прямолинейных участков секций, добиваясь равности их. В машинах мощностью до 5 кВт применен полузакрытый паз. В этом случае секции укладывают через прорез и обращают внимание на формовку лобовых частей, так как неправильная формовка приводит к невозможности укладки последних сторон секций. При намотке жестких секций пользуются металлическим шаблоном.

Катушки полюсов и стержни компенсационной обмотки наматывают на каркасах или деревянных разъемных оправках. Для малых машин применяют каркасы из электрокартона или бакализированной резины.

При нанесении изоляции секций следует обращать внимание на отсутствие сгустков лака, так как они обычно долго не высыхают и при вращении якоря лак будет разбрызгиваться.

После укладки всех секций проверяют соответствие их выводов коллекторным пластинам, испытывают на межвитковое замыкание и при положительных результатах производят запайку проводников в коллектор.

Источник



Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту электрических машин

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту электрических машин электровозов разработано специалистами дочернего общества ОАО «РЖД» ОАО «Научно-исследовательский институт технологии, контроля и диагностики железнодорожного транспорта».

При разработке Руководства учтен накопленный опыт ремонта электрических машин электровозов в локомотивных депо ОАО «РЖД», предложения ВУЗов железнодорожного транспорта, служб локомотивного хозяйства железных дорог, разработки ОАО «НИИТКД» и ПКБ ЦТ.

Руководство предназначено для работников локомотивных депо, пунктов технического обслуживания локомотивов, служб локомотивного хозяйства, связанных с ремонтом и техническим обслуживанием электрических машин электровозов. Может быть полезно для учащихся высших учебных заведений, колледжей, профессионально-технических училищ и лицеев при изучении вопросов ремонта и технического обслуживания электрических машин.

Коллектив авторов выражает глубокую благодарность за активное участие в подготовке и редактировании Руководства работникам ПКБ ЦТ, ОмГУПСа, локомотивных депо Московка, Тайга, Барабинск Западно-Сибирской, Петрозаводск Октябрьской, Иланская, Боготол Красноярской, Петропавловск Южно-Уральской, Нижнеудинск Восточно-Сибирской, Дема Куйбышевской, Вологда Северной и Свердловск-Сортировочный Свердловской ж.д.

Ответственный за выпуск заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «НИИТКД» В.А. Смирнов, вед. научный сотрудник Е.В. Казаченко.

Организация технического обслуживания и текущего ремонта электрических машин электровозов………………………………….

Система технического обслуживания и текущего ремонта ……..…..

Организация технического обслуживания ………………………….

Организация текущего ремонта …..………………………………….

Требования к оснащению депо и ПТОЛ для технического обслуживания и текущего ремонта электрических машин……….

Требования к оснащению ПТОЛ…………………………………. …..

Требования к оснащению для выполнения ТО-3, ТР-1, ТР-2 .

Требования к оснащению для выполнения ТР-3……….……………..

Приемка и отправка в ремонт электрических машин и хранение ремонтного фонда…………………………………………………………

Общие требования безопасности…………………………………….

Общие требования безопасности………………………………………

Требования безопасности при техническом обслуживании и текущих ремонтах ТР-1 и ТР-2…………………………………………….

Требования безопасности при проведении ТР-3…………………….

Техническое обслуживание и текущие ремонты ТР-1 и ТР-2…….…

Техническое обслуживание ТО-1…………………………………….

Техническое обслуживание ТО-2……………………………………..

Техническое обслуживание ТО-2 тяговых двигателей………………

Техническое обслуживание ТО-2 вспомогательных машин…………

Приёмка электрических машин поле ТО-2……………………………

Техническое обслуживание ТО-3…………………………………….

Техническое обслуживание ТО-3 тяговых двигателей……………….

Приёмка электрических машин после ТО-3…………………………..

Техническое обслуживание ТО-5……………………………………..

Общие требования к проведению ТО-5……………………………….

Источник