Меню

Щеткодержатели для генератора постоянного тока

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Щеткодержатель — машина — постоянный ток

Щеткодержатели машин постоянного тока по устройству разделяются на радиальные и реактивные. [2]

Капитальный ремонт щеткодержателей машин постоянного тока заключается в восстановлении изношенных обойм и замене пружин, потерявших свою упругость вследствие явления усталости металлов. В процессе работы машины щетки несколько раз заменяют новыми, а обоймы щеткодержателей остаются прежними, хотя они также изнашиваются. Износ обойм происходит в результате вибрации щеток при вращении коллектора. [4]

Капитальный ремонт щеткодержателей машин постоянного тока заключается в восстановлении изношенных обойм и замене пружин, потерявших свою упругость вследствие явления усталости металлов, В процессе работы машины щетки несколько раз заменяют новыми, а обоймы щеткодержателей остаются прежними, хотя они также изнашиваются. Износ обойм происходит в результате вибрации щетои при вращении коллектора. [5]

Окончив ремонт щеткодержателей машин постоянного тока , проверяют правильность сборки и расстановку щеткодержателей по отношению к коллектору, а также притирают щетки. Эту работу выполняют очень тщательно, так как малейшее нарушение порядка расстановки щеток или несоблюдение расстояний от щеткодержателей до коллектора могут привести к нарушению нормальной работы электрической машины и повышенному износу коллектора и щеток. Правильной является шахматная расстановка щеток, при которой щетки равномерно покрывают всю поверхность коллектора. [6]

Окончив ремонт щеткодержателей машин постоянного тока , проверяют правильность сборки и расстановку щеткодержателей по отношению к коллектору, а также притирают щетки. Эту работу выполняют очень тщательно, так как малейшее нарушение порядка расстановки щеткодержателей или несоблюдение расстояний от щеткодержателей до коллектора может привести к нарушению нормальной работы машины и повышенному износу коллектора и щеток. Правильной является шахматная расстановка щеток, при которой щетки равномерно покрывают всю поверхность коллектора. [8]

Окончив ремонт щеткодержателей машин постоянного тока , проверяют правильность сборки и расстановку щеткодержателей по отношению к коллектору, а также притирают щетки. [9]

Окончив ремонт щеткодержателей машин постоянного тока , проверяют правильность сборки и расстановку щеткодержателей по отношению к коллектору, а также притирают щетки. Эту работу выполняют очень тщательно, так как малейшее нарушение порядка расстановки щеткодержателей или несоблюдение расстояний от щеткодержателей до коллектора может привести к нарушению нормальной работы машины и повышенному износу коллектора и щеток. Правильной является шахматная расстановка щеток, при которой щетки равномерно покрывают всю поверхность коллектора. [10]

На рис. 2 — 30 показана одна из конструкций щеткодержателя для электродвигателей переменного тока. В соответствии с тремя контактными кольцами фазового ротора электродвигатель переменного тока имеют три щеткодержателя, закрепленных на одном пальце. В каждом щеткодержателе крепится по две щетки, расположенные симметрично относительно пальца. В отличие от щеткодержателей машин постоянного тока , где щетка свободно перемещается в гнезде щеткодержателя, а само гнездо остается неподвижным, здесь щетка укреплена в гнезде и может перемещаться вместе с ним. По мере износа щеток и контактных колец величина нажатия щетки на контактное кольцо практически не изменяется, так как с уменьшением длины и усилия пружины увеличивается плечо действия этого усилия. [12]

Щеткодержатель служит для того, чтобы удерживать щетки в требуемом положении и создавать давление между щетксв и коллектором. От качества сборки и установки щеткодержателей в значительной степени зависит отсутствие искрения на коллекторе. Каждый щеткодержатель имеет пружину, которая давит на щетку через систему рычагов. Давление должно передаваться эластично, без заеданий и заклиниваний щетки. В щеткодержателях машин постоянного тока щетка свободно скользит в обойме щеткодержателя. [14]

Источник

Щётки и щёткодержатели

Щетки меднографитовые применяются в электродвигателях и других электроустановках в качестве токосъемного элемента между подвижной и неподвижной частью электрооборудования. Изготавливаются щетки меднографитовые МГ методом обжига графитовой смеси с медным проводником.

schetki_mednografitovie_mg_foto_largest

Крановые щетки М1, М1А и МГ являются внешним элементом скользящего контакта электродвигателя и, непосредственно соприкасаясь с контактными кольцами и коллекторами, обеспечивают к ним подвод и отвода тока.

Технические характеристики щеток М, М1, М1А:

Марка Твердость, кПа×104 Удельное электрическое сопротивление, мкОм×м Номинальная плотность тока, А/см2 Максимальная допустимая линейная скорость, м/с Переходное падение напряжения на паре щеток, В
М1 8-25 2-8 12 60 0,8-0,2
М1А 8-25 2-8 12 33 0,8-0,2

Область применения меднографических щеток М, М1, М1А:

щетки М1и М1А применяются:в синхронных генераторах, одноякорных преобразователях, асинхронных двигателях с фазным ротором, зарядных генераторах напряжением 20-60В, генераторах переменного тока автотракторного оборудования.

Щетки для электрических машин являются электропроводящими деталями токосъемного устройства, обеспечивающими подвод и отвод тока через непосредственный скользящий контакт между неподвижной и вращающейся частями машины.

768

Во время эксплуатации щетки испытывают механическую нагрузку со стороны вращающегося якоря (ротора), поэтому вместе с отличными токопроводящими свойствами, щетки должны обладать значительной механической прочностью.

Всем этим требованиям соответствуют меднографитовые щетки МГСО, которые изготавливаютсяметодом обжига графитовой смеси с медным проводником.Щетки МГСО отличаются высокой эффективностью и долговечностью работы, их применениетакже продлевает срок эксплуатации самого электрооборудования.

Щетки меднографические МГСО выпускаются в следующем конструктивном исполнении:К1-1, К1-2, К1-3, К1-4, К1-5, К1-7, К1-8, К4-2, К6-3, К8-8, К11-3, К12-8, К13-2, К14-1, номинальные размеры щеток МГСО выбираются из ряда: 0.8, 1.2, 1.6, 2.0, 2.5, 3.2, 4.0, 5.0, 6.3, 8.0, 10.0, 12.5, 16.0, 20.0, 25.0, 32.0, 40.0, 50.0, 64.0, 100.0, 125.0.

Меднографитовая щетка МГСО. Технические характеристики.

Марка графита Твердость Плотность тока, А/см2 Коэффициент трения, не более Давление на щетку, кгс/cм2 Линейная скорость, м/с, не более
МГСО 6-20 30 0,25 0,2-0,25 30

Щетки МГСО, обладая хорошими коммутирующими свойствами и механической прочностью, применяются:

  • в стартерах напряжением до 6В;
  • в низковольтных машинах с высокой плотностью тока;
  • в контактных кольцах синхронных и асинхронных двигателей;
  • в моторедукторах и исполнительных механизмах автомобильного транспорта и т.п.

Электрощетки графитовые представляют собой проводящие электрический ток прямоугольные бруски (марка ЭГ), используемые в специальных токосъемных устройствах. Предназначены для подачи (отвода) электроэнергии на коллектор электродвигателя, генераторных установок и других вращающихся агрегатов. В частности, электрощетки ЭГ устанавливаются на генераторы серии 4ГПЭМ.

Читайте также:  Ударило током онемела рука что делать

Для изготовления щеток ЭГ используются:

графит (природного происхождения или искусственный);
специальный углерод (производимый из сажи);
технический кокс.

Электрощетки, как ЭГ2А, ЭГ84, ЭГ4, ЭГ74, ЭГ14, ЭГ61 и многие другие, отличаются важными показателями:

твердостью используемого материала;
величиной допустимого давления на щетку;
расчетным коэффициентом трения;
максимально допустимой силой тока;
величиной удельного электрического сопротивления.

Для правильного выбора щетки, нужно четко знать тангенциальный, аксиальный и радиальный размеры, выраженные в миллиметрах. Это, соответственно, ширина, толщина и высота.

Угольнографитные электрощетки Г3 изготавливаются из графита (натурального или искусственного), сажи, кокса и их комбинации с применением связующих веществ. На заключительном этапе изготовления электрощетки Г3 подвергаются высокотемпературному обжигу.

krasnodar-elektroschetki_grafitovye_i_medno-grafitovye_359301

Электрощетки Г3 применяются в электромашинах постоянного тока до 220В, генераторах, сварочных генераторах, синхронных генераторах, асинхронных генераторах с фазным ротором и в одноякорных преобразователях.

Марка материала Твердость, Н Удельное сопротивление, мкОм*м Коэффициент трения, не более Номинальная плотность тока, А/см2 Переходное падение напряжения на паре щеток, В Нажим на щетку, кПа Линейная скорость коллектора, м/с
1 2 3 4 5 6 7 8
Г3 7-19 8-20 0,30 12 1,9 25 60

Щеткодержатель – составная часть электрической машины (электродвигателя), обеспечивающая скользящий контакт электрощетки с коллектором или контактным кольцом. Щеткодержатель состоит из металлической обоймы, системы нажатия (курка) и элемента крепления. Устанавливаются щеткодержатели на электродвигатели и генераторы постоянного и переменного тока.

schetkoderzhatelj_mt_kranoviy_foto_largest

Крановые щеткодержатели серии (МТ) изготавливаются методом стальной штамповки и относятся к типу подвижных, с цилиндрической пружиной растяжения, и нерегулируемым давлением пружины.

Крановые щеткодержатели МТ состоят из трех основных узлов:

  • обоймы, охватывающей и направляющей движение щетки;
  • системы нажатия на щетку;
  • элемента крепления к электродвигателю.

Крановые щеткодержатели устанавливаются на крановые электродвигатели серий MT, MTH, MTF. Различают семь габаритов крановых щеткодержателей:

Крановые щеткодержатели МТ рассчитаны на применение крановых электрощеток серий М1А и МГ (комплект электрощеток на один двигатель серии МТ – 6шт.)

Щеткодержатели ДРПра1 надежно удерживают электрощетку в обойме и через пружинно-нажимной механизм передают оптимальное прижимное усилие к поверхности коллектора.

original

Щеткодержатель ДРПра1 (старое обозначение – ДГ) является однощеточным держателем радиального типа с цилиндрической нажимной пружиной растяжения. Нерегулируемое давление пружины передается на щетку через рычаг.

Щеткодержатель ДРПра1 изготавливается из латуни (методом литья под давлением) с последующей механической обработкой.

Щеткодержатель ДРПа1 (ДГ) состоит из:

  • обоймы, в которой непосредственно размещается щетка;
  • элемента крепления, предназначенного для крепления щеткодержателя к машине;
  • нажимной пружины, обеспечивающей необходимое давление на щетку;
  • рычага, передающего давление пружины на щетку (напрямую или через амортизатор);
  • стойки, ответственную за центральное нажатие на щетку;
  • амортизатора, гасящего вибрации щетки;
  • нажимной головки, обеспечивающей непосредственное нажатие на щетку.

Щеткодержатели ДРПра1 находят широкое применение:

Щёткодержатель РТП 20*32 –латунный радиальный однощеточный, с рулонной пружиной постоянного давления.Изготавливается методом литья под давлением с последующей фрезерной обработкой. Рулонная пружина щеткодержателя РТП обладает такими же характеристиками трения, как и пальчиковые нажимные механизмы или часовые пружины других типов щеткодержателей.

181685_html_231919a4

Щеткодержатель ДТ-9Н — радиального типа, с цилиндрической витой пружиной растяжения, регулируемым и не регулируемым давлением на щетку. Щеткодержатель ДТ-9Н изготавливается из латуни марки ЛС-59 с последующей механической обработкой. Устанавливается на тяговые и вспомогательные электромашины тепловозов и электровозов. Щеткодержатель ДТ-9Н рассчитан на установку двух электрощеток.

Источник

Щеткодержатели для любых электродвигателей и генераторов

Щеткодержатели для двигателей могут быть как в наличии так и под заказ. Узнать наличие, точную стоимость и приобрести любые щеткодержатели для электродвигателей вы можете позвонив по телефону +7(812) 449-90-49 или отправить заявку на электронную почту указанную в разделе «Контакты». Для корректного применения любой марки щеткодержателя, обязательно нужно знать марку электрического двигателя либо генератора.

Крановые щеткодержатели МТ — Россия

Крановые щеткодержатели МТ используются в узлах токосъема крановых электродвигателей с фазным ротором серии MTF, MTH, 5MTH, ДMTF, ДMTH. Некоторые из них могут устанавливаться на различные габариты электродвигателей, так как эти щеткодержатели имеют возможность регулировки окна под электрощетки различных размеров.

Крановые щеткодержатели HUA10, ENR10 — Китай

Крановые щеткодержатели HUA10, YMZ, YZR, ENR10

Крановые щеткодержатели HUA10, YMZ, YZR, ENR10 используются в узлах токосъема крановых электродвигателей исключительно китайского производства. Некоторые из них могут устанавливаться на различные габариты электродвигателей. Не имеют возможности регулировки под щетки различного размера.

Щеткодержатели типа ДРПк1 (ДГП или ДПГ)

Отечественные щеткодержатели типа ДРПк1 или ДГП (ДПГ) используются в узлах токосъема различных электродвигателей отечественного производства. Применяются в электродвигателях: П11М, П32, П41, П61, МП542-1/2, ГПА222, 2ПЭМ400, ПЭМ2000М, 4ГПЭМ141, ГПЭ13-14/2, ПЭМ151, ДРТ, ДРК, ДПТР, ЭДР.

Щеткодержатели типа ДРПр1 (ДП)

Отечественные щеткодержатели типа ДРПр1 или ДП используются в узлах токосъема различных электродвигателей отечественного производства. Применяются в электродвигателях: ДПЭ12, ДПМ12, ДП21, ДП31, ДЭ816, ДПЭ, ДПЭ52, Д21, Д22, Д23, ДП214, ДПВ, ДПВ52, ДП, ДЭ, ДЭВ, ДЭ812.

Щеткодержатели типа ДРПра1 (ДГ)

Щеткодержатели тип ДРПра1 (ДГ)

Отечественные щеткодержатели типа ДРПра1 или ДГ используются в узлах токосъема различных электродвигателей отечественного производства. Применяются в электродвигателях: ПН290, МП542, П7-П11, СД806, МП542, 2П2В250, ПН225, 4ПП2В250, ПН290, ПНГ225, П7-П11, ДК405, ДК604, НБ436, П, Д, СД, ПСМ (ПСМ55), ВТМ,П-7, П111, П112, СТД, СТДМ, ГПМ, 4ГПЭМ, МПЭ1000, МПЭ4000, ВТ450-3000, ПГ.

Щеткодержатели типа ДРПрс1 (ДГМ)

Щеткодержатели тип ДРПрс1 (ДГМ)

Отечественные щеткодержатели типа ДРПрс1 или ДГМ используются в узлах токосъема различных электродвигателей отечественного производства. Применяются в электродвигателях: 2ПН, П, СД, ГПА, ДК604Б, Д, П7-П11, ВТМ, П-7, П111, П112, СТД, СТДМ, П12, П17.

Щеткодержатели типа ДРПс1 (ДБ, ДБУ)

Щеткодержатели тип ДРПс1 (ДБ, ДБУ)

Отечественные щеткодержатели типа ДРПс1, ДБ или ДБУ используются в узлах токосъема различных электродвигателей отечественного производства. Применяются в электродвигателях: ТВВ200, ТГВ100, АК, СДСЭ, СТМ, ТВВ, СДЭ, ТГВ, СДН, СД, МАД.

Щеткодержатели типа ДРПк2 (ДТХ)

Щеткодержатели тип ДРПк2

Отечественные щеткодержатели типа ДРПк2 используются в узлах токосъема различных электродвигателей отечественного производства. Применяются в электродвигателях: П2, П2ПМ, ПВ2.

Щеткодержатели типа ДРПч

Отечественные щеткодержатели типа ДРПч используются в узлах токосъема различных электродвигателей отечественного производства. Применяются в электродвигателях: ГПЭ, ГС, ГП311Б, ДТ, ДТН12, ДТН45, ДТН33, ЭТ46, СДН, ЭТ31, ЭД118, ЭД107, ЭД120, ЭДП196.

Щеткодержатели типа ДТ

Отечественные щеткодержатели типа ДТ используются в узлах токосъема различных электродвигателей отечественного производства.

Читайте также:  Где найти в тока бока школу

Щеткодержатели типа ДТрПс2

Щеткодержатели тип ДТрПс2

Отечественные щеткодержатели типа ДТрПс2 используются в узлах токосъема различных электродвигателей отечественного производства.

Щеткодержатели типа ТЕ-006 3/25х32

Отечественные щеткодержатели типа ТЕ-006 3/25х32 используются в узлах токосъема различных электродвигателей отечественного производства.

Щеткодержатели типа ДТнПк2

Отечественные щеткодержатели типа ДТнПк2 используются в узлах токосъема различных электродвигателей отечественного производства. Применяются в электродвигателях: ПГК, МП, ПБК, ГП312, ГП311, МПТ99/47, ГПА600.

Щеткодержатели типа ДК

Отечественные щеткодержатели типа ДК используются в узлах токосъема различных электродвигателей отечественного производства. Применяются в электродвигателях серии ДК.

Щеткодержатели типа НБ

Отечественные щеткодержатели типа НБ используются в узлах токосъема различных электродвигателей отечественного производства. Применяются в электродвигателях НБ412 и НБ511.

Щеткодержатели типа РТП

Отечественные щеткодержатели типа РТП используются в узлах токосъема различных электродвигателей отечественного производства. Применяются в электродвигателях: ВТМ, П, СТД, 4ГПЭМ, ПГМ, МПЭ1000, МПЭ4000.

Щеткодержатели типа ТКЭ, ТКК, К

Щеткодержатели тип ТКЭ

Отечественные щеткодержатели типа ТКЭ используются в узлах токосъема различных электродвигателей отечественного производства. Применяются в токоприемниках ТКК-85 и ТКЭ 12-5.

Щеткодержатели типа ЭТВ

Отечественные щеткодержатели типа ЭТВ используются в узлах токосъема различных электродвигателей отечественного производства. Применяются в электродвигателях ПБСТ-43.

Щеткодержатели типа АМНК, 4АМНК, 5АНК

Отечественные щеткодержатели типа АМНК, 4АМНК, 5АНК используются в узлах токосъема различных электродвигателей отечественного производства.

Щеткодержатели типа ЭК-590

Щеткодержатели тип ЭК-590

Отечественные щеткодержатели типа ЭК-590 используются в узлах токосъема различных электродвигателей отечественного производства. Применяются в электродвигателях ЭК-590.

Щеткодержатели типа 4ПБ, 4ПН, 4ПБМ, 4ПНМ, 4ПФ

Отечественные щеткодержатели типа 4ПБ, 4ПН, 4ПБМ, 4ПНМ, 4ПФ используются в узлах токосъема различных электродвигателей отечественного производства. Применяются в электродвигателях: 4ПБМ-132, 4ПБМ-160, 4ПБМ-180, 4ПНМ-132, 4ПНМ-160, 4ПНМ-180, 4ПФ-132, 4ПФ-180, 4ПБМ-112, 4ПНМ-112, 4ПБ-80, 4ПБ-100, 4ПН-80, 4ПН-100.

Импортные щеткодержатели Mersen (Carbone Lorraine)

Импортные щеткодержатели Carbone Lorraine (Mersen)

Импортные щеткодержатели производства Mersen используются в узлах токосъема различных электродвигателей преимущественно импортного производства. Крепятся данные щеткодержатели на специальные держатели которые в свою очередь одеваются на бракет (палец) округлой формы внутри электродвигателя.

Щеткодержатели типа ЕСС5

Щеткодержатели типа ЕСС5

Щеткодержатели типа ЕСС5 используются в узлах токосъема различных электродвигателей производства Республики Армения (ОАО «Армэлектромаш»). Применяются в электродвигателях: ЕСС5-61, ЕСС5-62, ЕСС5-81, ЕСС5-82, ЕСС5-83, ЕСС5-91, ЕСС5-92, ЕСС5-93.

Щеткодержатели типа А-706 12,5х44

Щеткодержатели типа А-706 12,5х44 используются в узлах токосъема различных электродвигателей отечественного производства. Применяются в электродвигателях: МВТ-25/9, МВГ-25/11, ВТ-275/120, ВГТ-275/150, В-600, А-706А.

Щеткодержатели типа ЭМЩ-2А

Щеткодержатели типа ЭМЩ-2А

Отечественные щеткодержатели типа ЭМЩ-2А обеспечивают подачу электрического тока непосредственно к токосъемному кольцу различных муфт серии ЭМ или ЭТМ контактного исполнения. Используются в масляной среде.

Щеткодержатели типа ЭМЩ-2М

Щеткодержатели типа ЭМЩ-2М

Отечественные щеткодержатели типа ЭМЩ-2М обеспечивают подачу электрического тока непосредственно к токосъемному кольцу различных муфт серии ЭМ или ЭТМ контактного исполнения. Используются в сухой среде.

Характеристики щеткодержателей

С помощью щеткодержателей создается надежное крепление щеток для электродвигателей и создается нужное прижимное усилие электрической щетки к поверхности самого коллектора двигателя. Долговечность эксплуатации и надежность функционирования скользящего контакта оборудования во многом может определятся правильным выбором конструкции необходимого щеткодержателя.

Щеткодержатели для электродвигателей

Конструкция щеткодержателей:

  • обойма, в которой размещается электрощетка;
  • элемент крепления, который необходим для крепления щеткодержателя к двигателю;
  • нажимная пружина, которая обеспечивает нужное давление на электрощетку;
  • рычаг, который передает давление пружины на электрощетку (через амортизатор или напрямую);
  • стойка, которая отвечает за центральное нажатие на электрическую щетку;
  • амортизатор, который гасит вибрацию щетки;
  • нажимная головка, с чьей помощью обеспечивается нажатие на графитовую щетку.

По области применения бывают следующие щеткодержатели:

  • для транспортных машин;
  • общепромышленного назначения.
  • первая буква – означает общее название изделия (Д — щеткодержатель);
  • вторая буква – означает тип щеткодержателя (Н–наклонный; Р–радиальный; Т–тандем (Тн–наклонный, Тр–радиальный, Ц–цилиндрический, П–подвижный, Д–двойной);
  • третья буква – означает вид пружинного-нажимного механизма (Пр, Пра, Прс, Пс, Пч, Пчр, Пк, Пкр).

В зависимости от конструктивного исполнения и назначения пружинного механизма щеткодержателей, в них используются различные виды пружин:

  • Пружина сжатия (цилиндрическая) — действует непосредственно на рычаг щеткодержателя или через его нажимную головку. Она используется в щеткодержателях радиального либо цилиндрического типа;
  • Пружина кручения (цилиндрическая) — действует непосредственно на рычаг (не используется в цилиндрических либо подвижных щеткодержателях);
  • Пружина кручения (часовой тип) — действует непосредственно на рычаг (не используется в цилиндрических либо подвижных щеткодержателях);
  • Пружина растяжения (цилиндрическая) — действует на стойку и рычаг через амортизатор. Используется во всех типах щеткодержателей, кроме цилиндрического.

Источник



Щеткодержатель генератора: надежный контакт и стабильность напряжения

В современных автомобилях используются генераторы переменного тока с обмоткой возбуждения на якоре. Подача напряжения на эту обмотку осуществляется щеточно-коллекторным узлом, одну из важнейших ролей в котором играет щеткодержатель. О щеткодержателе, его конструкции, типах и ремонте читайте в статье.

Назначение щеткодержателя автомобильного генератора

Источником электроэнергии для питания приборов на борту автомобиля служит генератор — электрическая машина, преобразующая механическую энергию в электрическую. В современных автомобилях используются простые по конструкции и надежные в работе синхронные трехфазные генераторы переменного тока. Для работы такого генератора необходимо создать вращающееся магнитное поле — эту задачу решает ротор (или якорь), на котором находится обмотка возбуждения. Для подачи тока на обмотку возбуждения необходимо обеспечить надежный электрический контакт между неподвижной (корпус генератора) и подвижной (якорь генератора) деталями. Эта задача решается с помощью щеточно-коллекторного узла.

Щеточно-коллекторный узел генератора состоит из двух основных деталей: коллектора на оси якоря и щеток, закрепленных на корпусе. Коллектор автомобильного генератора представляет собой два медных кольцевых контакта, жестко зафиксированных на оси якоря, и вращающихся вместе с ним. Щетки — это два графитовых стержня, которые прижимаются к контактам коллектора и при вращении якоря скользят по ним, сохраняя электрический контакт. Для надежной работы щеточно-коллекторного узла необходимо обеспечить правильное положение щеток и их уверенный прижим к коллектору — эти задачи решаются с помощью щеткодержателя.

Щеткодержатель (или щеточный узел генератора, ЩУГ) — узел, выполняющий несколько ключевых функций:

— Механическое удерживание щеток генератора в правильном положении относительно коллекторного узла;
— Прижим щеток к коллектору с необходимым усилием;
— Обеспечение постоянного контакта щеток с коллектором.

Читайте также:  Ток термической стойкости трансформатора напряжения

В настоящее время существует большое разнообразие щеткодержателей автомобильных генераторов, однако все они имеют принципиально одинаковую конструкцию и характеристики.

Типы и конструкция щеткодержателей

Все используемые щеткодержатели можно разделить на две большие группы по функциональности:

— Обычные щеткодержатели, выполняющие функции корпусной детали, удерживающие щетки и обеспечивающие их контакт;
— Щеткодержатели, объединенные с регуляторами напряжения.

До 80-х годов прошлого века генераторы комплектовались обычными щеткодержателями, а регуляторы напряжения либо вовсе не использовались, либо выполнялись в виде отдельного блока. Однако сегодня большинство генераторов комплектуются щеткодержателями с интегрированными регуляторами напряжения — такое решение обеспечивает подачу на обмотку возбуждения постоянного напряжения, не зависящего от оборотов двигателя. Также это значительно упрощает генератор и генераторные цепи, так как делает ненужной цепь подачи стабилизированного напряжения от основного регулятора на возбуждающую обмотку. В продаже на рынке можно найти оба типа щеткодержателей, особенно для отечественных автомобилей.

Конструкция всех щеточных узлов принципиально одинаковая. Основу узла составляет пластиковый корпус с двумя параллельными каналами, в которых находятся щетки с прижимными пружинами. Щетки гибкими медными проводниками (плетеными тросиками или просто многожильными проводами) соединены с электрическими контактами, выполненными на обратной стороне щеткодержателя. В щеткодержателе с регулятором напряжения также находится компактный блок регулятора напряжения с контактной колодкой или отдельными контактами для подключения. Обычно «земляной» контакт узла выполняется в виде площадки, которая прижимается к корпусу генератора при монтаже.

Основные детали щеткодержателя — щетки. Они имеют форму стержней прямоугольного сечения, такая форма обеспечивает наилучший контакт щеток с коллектором. Щетки прижимаются к коллектору пружинами, новые щетки постепенно прирабатываются, их торцы приобретают полукруглую форму, чем обеспечивается наилучший контакт с кольцами коллекторного узла.

Щетки генераторов — медно-графитовые. Они изготавливаются из смеси графита, медного порошка и связующих компонентов. Такие щетки имеют высокую прочность, обеспечивают надежный электрический контакт и продлевают срок службы коллекторного узла (за счет мягкости графита контакты коллектора практически не изнашиваются), поэтому сегодня щетки других типов в автомобильных генераторах не используются.

Щеткодержатель в сборе с помощью двух болтов или винтов монтируется на корпус генератора со стороны коллектора. Обычно щеточный узел расположен так, чтобы к нему имелся свободный доступ, а для его диагностики и замены не приходилось бы полностью разбирать генератор. Поэтому проводить ТО и ремонт данного узла может даже автовладелец без специальных навыков.

Вопросы обслуживания и ремонта щеткодержателя генератора

Медно-графитовые щетки с течением времени изнашиваются, поэтому весь щеточный узел генератора периодически нуждается в замене. Обычно автопроизводитель указывает срок эксплуатации щеток, но чаще всего замену следует выполнять раз в 4 года или каждые 50 тысяч км пробега. Точные сроки ТО нужно узнавать в сервисной книжке или в инструкции по эксплуатации.

Определить необходимость замены щеток можно по нескольким признакам:

— Падение напряжения, вырабатываемое генератором, при исправном регуляторе и всей генераторной цепи;
— Длина выступающей части щеток в свободном состоянии (при снятом щеточном узле) менее 5 мм;
— Наличие на щетках трещин и сколов, либо разрушение щеток.

Демонтаж щеточного узла обычно выполняется в следующем порядке:

  1. Обесточить бортовую сеть (снять клемму с аккумулятора);
  2. Снять защитный кожух с корпуса генератора со стороны коллекторного узла;
  3. Выкрутить два винта или болта, удерживающих щеткодержатель;
  4. Отсоединить от щеточного узла электрические разъемы;
  5. Аккуратно вынуть щеткодержатель.

Данная работа в большинстве автомобилей может быть выполнена без демонтажа генератора, однако если доступ к щеточному узлу затруднен, то без снятия генератора не обойтись.

После демонтажа щеткодержатель следует проверить — осмотреть щетки, измерить их длину и проверить легкость их движения (они не должны застревать при утоплении), оценить качество контактов и т.д. Если щеточный узел интегрирован с регулятором напряжения, то следует провести и его проверку. Для этого нужно подключить к щеткам контрольную лампу на напряжение 12 В, а на контакты регулятора подать напряжение 12 В (соблюдая соответствующую полярность) — лампа должна светиться. Затем следует увеличить напряжение на контактах регулятора до 15-16 В — в этом случае лампа должна погаснуть. Если же контрольная лампа горит или не горит при обеих проверках, то щеткодержатель подлежит замене.

Установка нового щеточного узла производится в обратном порядке. При монтаже необходимо соблюдать аккуратность, так как графитовые щетки довольно легко повредить. Для облегчения задачи можно удерживать щетки в утопленном состоянии с помощью отвертки. В первые дни после ремонта щетки будут прирабатываться, пока их торцы не притрутся с контактами коллектора и не приобретут полукруглую форму. В этот период не следует подвергать генератор чрезмерным нагрузкам.

При регулярном осмотре и своевременной замене щеточного узла генератор автомобиля будет служить много лет, обеспечивая надежную работу всех электрических приборов автомобиля.

Другие статьи

Грузовые автомобили «Урал» оснащаются системами регулирования давления воздуха в шинах, в которых применяются гибкие трубопроводы — шланги. О том, что такое шланги системы накачки шин, каких типов они бывают и как они устроены, а также об их выборе, замене и обслуживании читайте в данном материале.

В современных транспортных средствах предусмотрена вспомогательная система, обеспечивающая комфортное движение при осадках — стеклоочиститель. Привод данной системы осуществляется мотором-редуктором. Все об этом агрегате, его конструктивных особенностях, выборе, ремонте и замене — читайте в статье.

Современные транспортные средства оснащаются светосигнальными приборами, установленными в передней и задней части. Формирование светового пучка и его окрашивание в фонарях обеспечивается рассеивателями — все об этих деталях, их типах, конструкции, выборе и правильной замене читайте в данной статье.

Многие современные автомобили, особенно грузовые, оснащаются гидравлическим приводом выключения сцепления. Достаточный запас жидкости для работы главного цилиндра сцепления хранится в специальном бачке. Все о бачках ГЦС, их типах и конструкции, а также о выборе и замене этих деталей читайте в статье.

Источник